X

Обратная связь

Тип обращения*

Ваше ФИО*

Электронная почта*

Телефон*

Текст обращения

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова принял участие во Всероссийской научно-практической конференции «Автономное судовождение-2023»

Фото 1 (копия)

Университет принял участие в II-й Всероссийской научно-практической конференции «Автономное судовождение», состоявшейся в Москве в Российском университете транспорта (РУТ-МИИТ) 06 декабря 2023 года.

Конференция была организована РУТ-МИИТ под эгидой Минтранса России и посвящена итогам года в области внедрения технологий автономного судоходства в Российской Федерации. В Конференции приняло участие более 50 специалистов отрасли, заслушано 16 докладов по наиболее важным направлениям в области автономного судовождения.

Фото 2

Как известно, Международная морская организация приступила к разработке Международного кодекса по морским автономным надводным судам (МАНС) с целевой датой разработки до 2026 г. Специалисты университета участвуют в этой работе в составе корреспондентской группы Комитета по безопасности мореплавания. По заказу Минтранса России ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова под руководством заведующего кафедрой автоматики и вычислительной техники, доктора технических наук, профессора Сергея Смоленцева совместно с ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова разработал методику оценки автономных навигационных систем. С учетом полученных материалов подготовлен проект ноты Российской Федерации в ИМО.

Директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Виталий Клюев выступил с докладом о правовом регулировании автономного судоходства. Резюмируя, он подчеркнул, что сегодня можно с уверенностью сказать, что автономные суда будут, вопрос только в одном — когда. И на этот вопрос можно будет ответить, когда сойдутся условия — правовые, технологические и экономические. И будет это совсем скоро.

Фото 3

Первый проректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, доктор технических наук, профессор Владимир Каретников представил доклад «Результаты разработок ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова в области обеспечения автономного судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации».  В университете разработана уникальная технология, позволяющая на основе алгоритмов искусственного интеллекта определять безопасные пути для движения автономных судов с учетом фактических гидрометеорологических и гидрологических условий на российских внутренних водных путях.

Отечественные технологические лидеры – компании «Ситроникс», ЦНИИ «Курс», Кингисеппский машиностроительный завод, ведущие вузы представили свои разработки в области управления автономными судами.

Интересным опытом эксплуатации оборудования автономного судовождения поделился генеральный директор компании «Инок ТМ» Игорь Фомин. Он рассказал о результатах экспериментов на борту сухогруза «Пола Анфиса», особенностях функционирования центра дистанционного управления судном в береговом офисе компании, а также заявил, что в случае положительного завершения проекта, намерен сократить до 25% экипажа.

Фото 4

Директор Института ДПО Макаровки Сергей Айзинов доложил участникам конференции о ходе реализуемого в университете проекта по внедрению специализированного тренажера по а-навигации и е-навигации. Тренажер закуплен при поддержке Минтранса России и Росморречфлота по техническому заданию, разработанному группой экспертов, сформированной в Морском учебно-тренажерном центре Макаровки. В эту группу входили ведущие профессора, специалисты в области автономного судовождения, имеющие опыт разработки систем поддержки принятия решений и систем безопасного расхождения судов, ведущие инструктора Морского УТЦ, а также специалисты ПАО «Газпром нефть» и Крыловского государственного научного центра.

Установленный тренажер в октябре 2023 года получил одобрение типа, а сам Морской УТЦ в ноябре 2023 года – свидетельство Росморречфлота на право подготовки по 10 новым программам повышения квалификации специалистов МАНС. Введение тренажера в учебный процесс и открытие комплекса состоятся в ближайшее время.

Реализация проекта позволила ГУМРФ подтвердить свой статус лидера отрасли, обеспечить внедрение самых передовых технологий в образовательные программы вуза. Новый комплекс обещает стать не только передовым техническим средством обучения с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности, но и инструментом научных исследований и экспериментов. В дальнейших планах вуза – разработка реальной судовой автономной навигационной системы, которая должна дополнить тренажерный комплекс.