Макаровка ввела в эксплуатацию уникальный полномасштабный тренажер по использованию спасательных шлюпок свободного падения
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (Макаровка) совместно с ООО «Сторм» открыли в Санкт-Петербурге первый в России полномасштабный тренажер для подготовки членов экипажей судов по использованию спасательных шлюпок, спускаемых методом свободного падения. Морской учебно-тренажерный центр Макаровки разработал методику применения нового технического средства обучения и планирует приступить к подготовке экипажей судов на новом тренажере уже в 2024 году.
Тренажер предназначен для подготовки курсантов плавательных специальностей и повышения квалификации членов экипажей морских судов в соответствии с требованиями международных отраслевых стандартов OPITO и рекомендациями Раздела B-I/14 Кодекса ПДНВ. Обучающиеся смогут отрабатывать на аналоге реальной шлюпки свободного падения практические навыки по всему комплексу компетенций, необходимых при использовании таких шлюпок: подготовку к спуску, посадку/высадку, сброс шлюпки на воду, запуск двигателя, отход от судна, управление и маневрирование шлюпкой в условиях спокойной и штормовой погоды, а также ночью.
«Движение шлюпки по морю не отрабатывает никто. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что кое-где есть отдельные элементы. Конечно, все наши курсанты будут проходить эту подготовку, потому что сейчас такой вид шлюпок свободного падения является перспективным, приоритетным и отработка эта крайне важна», — сказал ректор ГУМРФ имени С.О. Макарова Сергей Барышников.
Шлюпки свободного падения – самое надежное коллективное средство спасения, обеспечивающие эвакуацию людей с гибнущего судна при любых погодных условиях. Они гарантируют безопасность при расстоянии от посадочной платформы до поверхности воды – 10-20 метров. Также аналогичные шлюпки применяются для эвакуации с шельфовых платформ по добыче углеводородов с высотой до поверхности воды до 50 метров. Шлюпка устанавливается в наклонном положении. Во время чрезвычайной ситуации она быстро разгоняется по направляющим наклонной рамы, приводняется на безопасном расстоянии и автономно двигается в открытом море целые сутки.
Уникальность тренажера заключается во впервые примененной в отечественной практике морского тренажеростроения комбинации натурного тренажера реальной спасательной шлюпки, смонтированной на динамической подвижной платформе с шестью степенями свободы, и компьютерного навигационного симулятора, что является абсолютной новацией не только в Российской Федерации, но имеет лишь несколько неполных аналогов в мире.
«Тренажерная» шлюпка ведет себя при спуске и дальнейшем маневрировании ровно так, как ведет себя настоящая шлюпка», – объяснил директор по развитию ООО «Сторм», компании-разработчика тренажера, Геннадий Суйтс. Он подчеркнул, что ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова принял активное участие в разработке технического задания на тренажер и участвовал в промежуточных испытаниях. «Изготовление такого тренажера занимает около полугода», – сообщил директор по развитию ООО «Сторм». «В производстве задействовано три компании: помимо нас, еще московское ООО «Шестая Степень» и ЗАО «Пелла-Фиорд» (Ленобласть). Это полностью российский продукт. Он создан российскими компаниями из российских комплектующих и на российском программном обеспечении. Кроме того, тренажер полностью соответствует текущим рекомендациям Международной морской организации (ИМО)», — сказал Геннадий Суйтс.
Директор Института ДПО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Айзинов подчеркнул, что свободно падающие шлюпки – метод спасения, которым должны владеть все члены экипажа. Подготовить моряков в реальных условиях проблематично: это опасно, кроме того, для таких шлюпок нужна открытая акватория глубиной от 6 м. К тому же проводить обучение круглогодично невозможно, так как водоемы замерзают. «Использование тренажера позволяет уйти от этих проблем. Во-первых, обеспечить безопасную, эффективную подготовку. А во-вторых, сделать эту подготовку круглогодичной. …Более того, обучающийся на тренажере имеет возможность запустить двигатель, управлять шлюпкой в ненастную погоду, в штормовых условиях, не только днем, но и ночью, что невозможно организовать в учебном процессе при использовании реальных шлюпок на открытых акваториях», – резюмировал он.
Институт дополнительного профессионального образования Макаровки учит ежегодно порядка 20-25 тыс. человек. В 2023 году обучение прошли 26,5 тыс. моряков и курсантов всех плавательных специальностей. «Мы предлагаем судоходным и круинговым компаниям организовать проведение подготовки командиров, рулевых спасательных шлюпок свободного падения, которые монтируются на буровых установках или на судах, оснащенных такими шлюпками, а также экипажей судов и платформ», – сказал Сергей Айзинов.
8(812)444-00-04